Номер саморегулируемой организации СРО-С-062-06112009

 

Общероссийское межотраслевое объединение работодателей - Союз строителей объектов связи и информационных технологий «СтройСвязьТелеком»

   
123103, проспект Маршала Жукова, д. 78, корп. 2
8
(495) 504-24-72
 
       

Учредители


Союз «СтройСвязьТелеком» - является единственной в России саморегулируемой организацией в сфере строительства объектов связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Преимущества членства в Союз «СтройСвязьТелеком»
Союз «СтройСвязьТелеком» объединяет более 200 членов, в их числе крупнейшие участники отрасли связи:






СРО Союз «СтройСвязьТелеком»

Информационная поддержка

Доктрина приоритетного развития саморегулирования в градостроительной сфере в Российской Федерации

Стратегическим документом правового регулирования в 2003 г. была закреплена важность приоритетного направления развития системы саморегулируемых организаций в экономике [1]. В 2008 г. систематизирующим документом стратегического планирования была определена необходимость развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества [2].

Саморегулирование - это правовой механизм. Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации в 2008 г. было установлено: для обеспечения добросовестного и надлежащего осуществления гражданских прав и государственного регулирования экономических отношений важно использовать все возможные меры и средства гражданского законодательства [3]. Необходимость создания стимулов для саморегулируемых производителей продукции (товаров, работ, услуг) и развития эффективных форм саморегулирования подчеркивалась в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования [4].

Саморегулирование – основной конституционный принцип, гарантирующий в Российской Федерации субъектам экономических отношений право регулировать свою деятельность, объединяться в саморегулируемые организации для разработки требований, стандартов, правил предпринимательской, экономической деятельности, а также осуществления контроля за их исполнением [5] [4, 9]. Наибольшее развитие институт саморегулирования получил в градостроительной сфере. Цели, определяющие направления деятельности саморегулируемых организаций в градостроительной сфере в 2015 году, расширились, но стимулы самоорганизации для участия субъектов экономических отношений в деятельности саморегулируемых организаций, приоритетном развитии саморегулируемых организаций не были созданы. Около 300 императивных норм, противоречащих установленным конституционным положениям, информационной, национальной безопасности, не обеспечили приоритетное развитие саморегулируемых организаций, ограничили возможность достижения основных целей развития саморегулируемых организаций.

В настоящей Доктрине развития саморегулирования в градостроительной сфере в Российской Федерации систематизированы основные положения стратегических документов Российской Федерации, применение которых позволяет разрешить правовые пробелы, коллизии, создать правовой механизм, стимулирующий взаимодействие субъектов экономических отношений для обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций в градостроительной сфере.

 

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина развития саморегулирования в градостроительной сфере в Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой систему правовых положений, обеспечивающих приоритетное развитие саморегулируемых организаций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в градостроительной сфере.

Доктрина определяет основные цели, задачи, принципы, пути и средства реализации государственной политики, ожидаемые результаты приоритетного развития саморегулируемых организаций.

Доктрина направлена на реализацию основополагающих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и других стратегических документов.

2. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:

а) градостроительная сфера экономики – совокупность объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, деятельность по устойчивому развитию территорий, проведению работ в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, эксплуатации зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений;

б) национальные интересы Российской Федерации в градостроительной сфере – обеспечение безопасности человека, гражданина, животного и растительного мира, окружающей среды, юридических лиц, общества, государства, защита интересов потребителей, иных лиц при осуществлении деятельности в градостроительной сфере, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека;

в) угроза национальной безопасности Российской Федерации в градостроительной сфере – факторы, создающие опасность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в градостроительной сфере;

г) безопасность Российской Федерации в градостроительной сфере – состояние защищенности человека, гражданина, животного, растительного мира, окружающей среды, юридических лиц, общества, государства, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина;

д) виды экономической деятельности и (или) работы, влияющие на безопасность - виды экономической деятельности и(или) работы в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, консервации, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, недостатки которых могут причинить вред здоровью, жизни человека, животному, растительному миру, окружающей среде, имуществу, физическому, юридическому лицу;

е) строительная отрасль – комплексная отрасль, обеспечивающая создание объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры в различных отраслях экономики (энергетики, связи и информатизации, транспорта, сельского хозяйства, отраслей промышленности) и сферах экономической деятельности Российской Федерации;

ж) саморегулирование в градостроительной сфере – правовой механизм, обеспечивающий самостоятельную, независимую, инициативную деятельность субъектов предпринимательской, экономической деятельности, объединенных в ассоциации (союзы), содержанием которой является формирование коллективной ответственности, разработка и установление требований, стандартов, правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением, защита потребителей, третьих лиц;

з) саморегулируемая организация – ассоциация (союз), основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, создание, реконструкцию, капитальный ремонт, снос, утилизацию объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры по договорам подряда и осуществляющих контроль за их исполнением;

и) информационная безопасность Российской Федерации (далее - информационная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;

к) угроза информационной безопасности Российской Федерации (далее - информационная угроза) - действия и факторы (правовые, организационные, экономические, технические, политические и другие), создающие опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере;

л) средства обеспечения информационной безопасности - правовые, организационные, технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности;

м) дополнительная имущественная ответственность каждого члена саморегулируемой организации перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами – установленная высшим органом управления саморегулируемой организации (Общим собранием членов) правовая ответственность юридического лица и(или) индивидуального предпринимателя за обеспечение добросовестной безопасной деятельности, выполнение обязательств перед потребителями, иными лицами, обществом, государством;

н) добросовестная деятельность – предпринимательская деятельность, удовлетворяющая потребности потребителя, общества, государства;

о) отраслевая саморегулируемая организация - саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, члены которой выполняют работы на объектах определенной отрасли (энергетики, связи, информационных технологий, транспорта, промышленности, сельского хозяйства);

п) региональная саморегулируемая организация - саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования, строительства, члены которой выполняют работы на объектах определенного региона (отдельного муниципального образования, субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации);

р) система управления безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных, технических, экономических, правовых, информационных мер, осуществляемых организацией в целях предупреждения причинения вреда здоровью, жизни людей, имуществу физических, юридических лиц, окружающей среде, животному, растительному миру, памятникам культурного наследия и возмещения причиненного вреда;

с) объекты инженерной  инфраструктуры – системы, сети, средства (технические устройства, программное обеспечение, оборудование, машины);

т) требования безопасности – условия, запреты, ограничения, санкции и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, нормативных правовых актах, нормах, правилах, обеспечивающих защиту здоровья, жизни людей, имущества физических, юридических лиц, окружающей среды, животного, растительного мира, памятников культурного наследия;

у) критерий отнесения вида экономической деятельности и(или) работы к виду экономической деятельности и(или) работы, влияющей на безопасность человека, имущества физических, юридических лиц, окружающей среды, животного, растительного мира, памятников культурного наследия, - если в будущем при их исполнении существует вероятность причинения вреда;

ф) субъекты экономических отношений, выполняющие работы, недостатки которых могут причинить вред здоровью, жизни людей, имуществу физических, юридических лиц, окружающей среде, животному, растительному миру, памятникам культурного наследия, обязаны быть членами саморегулируемой организации;

х) субъекты экономических отношений имеют конституционные права на объединение с целью выработки коллективных мер по обеспечению безопасности, повышению качества работ, установлению требований, стандартов, правил предпринимательской деятельности;

ц) субъекты экономических отношений, ставшие членами саморегулируемой организации, не допускают экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию, недобросовестную деятельность;

ч) участие субъектов экономических отношений в саморегулируемых организациях должно стимулироваться органами власти и местного самоуправления;

ш) саморегулируемые организации в градостроительной сфере устанавливают специальную правоспособность индивидуального предпринимателя и(или) юридического лица выполнять безопасно виды экономической деятельности и(или) работы, недостатки которых могут причинить вред жизни, здоровью людей, имуществу физических, юридических лиц, окружающей среде, животному, растительному миру, памятникам культурного наследия при создании объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, и(или) выполнять виды экономической деятельности, работы с надлежащим качеством;

щ) саморегулируемые организации имеют право вступать в любые объединения, ассоциации (союзы) и выходить их них на основе решения Общего собрания членов.

Органы власти и местного самоуправления обязаны содействовать реализации государственной политики приоритетного развития саморегулируемых организаций, создавать условия для организации субъектами права – саморегулируемыми организациями их деятельности, принимать к обязательному рассмотрению предложения саморегулируемых организаций, стимулировать общественно значимую деятельность саморегулируемых организаций.

II. Саморегулирование в градостроительной сфере

Саморегулирование в градостроительной сфере - способ государственного регулирования, правовой механизм, обеспечивающий регулирование экономических, предпринимательских отношений, объединение участников экономических отношений в саморегулируемые организации с обязательным членством на основе конституционных норм, норм гражданско-правового регулирования для достижения следующих общественно-полезных целей:

¾      обеспечение безопасности и качества работ при осуществлении инженерных изысканий, проведении проектных работ, строительстве, создании объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, их снос, утилизация, защита потребителей, иных лиц; реализация предупредительных мер по недопущению причинения вреда при выполнении работ, недостатки которых могут причинить вред здоровью, жизни людей, имуществу физических, юридических лиц, окружающей среде, животному, растительному миру, памятникам культурного наследия;

¾      права и свободы субъектов экономических отношений, ставших членами саморегулируемой организации, гарантируются Российской Федерацией согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

III. Современное состояние и правовые проблемы саморегулирования в градостроительной сфере

Правовая реформа в градостроительной сфере в 2008 г. была направлена на замену коррумпированной системы лицензирования, повышение ответственности субъектов экономических отношений за разработку и реализацию мер по предупреждению причинения вреда.

Установленные критерии к участникам саморегулирования, саморегулируемым организациям, система допуска к работам, влияющим на безопасность, оказали положительное влияние на регулирование экономических отношений. Институт саморегулирования в Российской Федерации получил наибольшее развитие в градостроительной сфере.

В градостроительной сфере развитие института саморегулирования в сферах инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры осуществлялся в соответствии с правом объединения участников саморегулирования по отраслевому и региональному принципу.

До 2015 г. саморегулируемыми организациями, основанными на членстве и объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, признавались организации исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Это позволяло реализовать гарантированное конституционное право на объединение субъектов права на основе свободы воли, защиту своих интересов, защиту интересов потребителей, обеспечение безопасности.

Отраслевые саморегулируемые организации в области энергетики, связи и информационных технологий, транспорта, различных отраслей промышленности осуществляли общественно значимую деятельность.

Участники института саморегулирования в градостроительной сфере разработали и утвердили требования, стандарты, правила, позволившие повысить безопасность, качество работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Повысилась защита потребителей и иных лиц при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Было обеспечено существенное снижение коррупционной нагрузки, бюджетных средств, связанных с регулированием и контролем за деятельностью субъектов экономических отношений, ставших членами саморегулируемых организаций [1].

Правовая реформа 2015 г. в градостроительной сфере существенно расширила цели института саморегулирования и ограничила возможность применения правовых средств для их достижения. Увеличила противоречия между нормами права, регулирующими отношения участников института саморегулирования, и нормами Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других основополагающих положений федерального законодательства применительно к целям и задачам, решаемым институтом саморегулирования в градостроительной сфере.

Эффективность института саморегулирования зависит от установленных целей, норм права, дозволяющих их достижение. Одна из основных целей саморегулируемых организаций - предупреждение причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Предупреждение причинения вреда – один из основных принципов обеспечения безопасности. Безопасность обеспечивается не на основе отдельно взятого принципа, а на основе комплексного, системного подхода.

В связи с этим в структуре основных целей саморегулируемых организаций важно рассматривать не отдельный критерий обеспечения безопасности [6] - предупреждение причинения вреда, а обеспечение безопасности работ при создании объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

В качестве основных целей саморегулируемых организаций важно рассматривать содействие развитию конкуренции, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Основные начала гражданского законодательства определяют, что при установлении, осуществлении и защите прав участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Федеральное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты добросовестной конкуренции, стимулирование добросовестных практик.

Саморегулирование – самостоятельная, независимая и инициативная деятельность, должна стимулироваться государством, способствовать реализации государственной политики и основным началам гражданского законодательства.

Правовые проблемы, возникающие в процессе регулирования отношений участников саморегулирования в сфере инженерных изысканий, проведения проектных работ, строительства, создания объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры:

  • правовые нормы зачастую не согласуются между собой, противоречат здравому смыслу, нарушают логико-правовую связь между содержанием явления и нормой права, их отображающей, противоречат основным целям развития саморегулирования в градостроительной сфере;
  • правовые нормы противоречат основополагающим положениям Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «О безопасности», «О противодействии коррупции», «О защите конкуренции», Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации;
  • правовые нормы нарушают равенство участников гражданских правоотношений, свободу договора, ограничивают права и интересы субъектов экономических отношений, ставших членами саморегулируемых организаций, развитие института саморегулирования;
  • правовые нормы снижают репутацию саморегулируемых организаций как равноправных участников правоотношений, способных выполнять поставленные задачи, возможность достижения установленных стратегических целей социально-экономического развития;
  • в регулировании экономических отношений не создан механизм, обеспечивающий комплексный, системный подход к разработке и реализации мер по предупреждению причинения вреда;
  • формирование компенсационных фондов (возмещения вреда, обеспечения договорных обязательств) не оказывает регулятивного воздействия, обеспечивающего достижение установленных основных целей саморегулирования;
  • действующими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не обеспечивается сохранность средств компенсационных фондов, направляемых для обеспечения сохранности в российские кредитные организации, в случае их банкротства;
  • согласно действующему законодательству в соответствии с решением Общего собрания членов саморегулируемой организации не может устанавливаться страхование дополнительной имущественной ответственности как основная и достаточная форма дополнительной имущественной ответственности;
  • критерии включения (исключения) ассоциации (союза) в государственный Реестр саморегулируемых организаций: дополнительная имущественная ответственность в виде формирования компенсационных фондов и минимальное количество членов саморегулируемых организаций, никак не влияют на достижение основных целей развития саморегулируемых организаций и реализацию мер по предупреждению причинения вреда при выполнении работ членами саморегулируемых организаций.

 

В структуре основных целей саморегулируемых организаций важно рассматривать предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и оказывать поддержку добросовестной деятельности.

Приведение действующих норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющих условия приобретения статуса и деятельности саморегулируемых организаций, в соответствие с основополагающими положениями, определяющими регулирование предпринимательских, экономических отношений - правовая проблема, от решения которой зависит эффективность национальной экономики.

Организациям-субъектам экономических отношений, осуществляющим деятельность в сфере строительства, создания объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, разрешено вступить только в те саморегулируемые организации, которые зарегистрированы в том же субъекте Российской Федерации.

Установленная норма нарушает единство экономического пространства, свободу деятельности, гарантированную Российской Федерацией (ст. 8 Конституции РФ [7]).

Принцип единства отрасли имеет приоритетное значение перед применением принципа регионального развития для следующих целей:

ü  реализация политики безопасности, требующей комплексного, системного, отраслевого подхода;

ü  комплексный, системный подход к социально-экономической политике страны.

Критерии, определяющие условия включения и исключения ассоциации (союза) из Государственного реестра саморегулируемых организаций, ограничивающие развитие института саморегулирования и эффективность национальной экономики, представляют собой одну из системных правовых проблем.

Критерием получения ассоциацией (союзом) статуса саморегулируемой организации и включения в Государственный реестр саморегулируемых организаций является минимальное количество членов. В области инженерных изысканий, подготовки проектной документации – это 50 индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц, в области строительства, создания объектов капитального строительства это количество составляет 100 индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц.

Институт саморегулирования в градостроительной сфере в качестве основных целей рассматривает обеспечение безопасности выполнения работ, недостатки которых влияют на безопасность. В сфере инженерных изысканий, подготовки проектной документации они составляют, соответственно, 6 и 13 видов работ, в области создания объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры - 34 вида работ [8].

Трудоемкость предупреждения причинения вреда в сфере строительства в три раза выше, чем в области подготовки проектной документации, и в пять раз выше, чем в сфере инженерных изысканий. Следовательно, установленные критерии включения ассоциаций (союзов) в государственный реестр саморегулируемых организаций не имеют логического обоснования и должны быть скорректированы. В связи с этим, должен быть единый критерий: количество организаций-членов может быть одинаковым – 50 членов.

Обеспечение безопасности деятельности субъектов экономических отношений достигается согласно действующему законодательству посредством разработки и реализации системы предупредительных мер, требований, стандартов. Действующий критерий по формированию компенсационных фондов как основание для включения ассоциации (союза) в госреестре не решает вопросы обеспечения безопасности, противоречит основополагающим положениям Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Наличие системы требований, стандартов, правил предпринимательской деятельности, направленных на предупреждение причинения вреда, применительно к организации деятельности членов саморегулируемой организации должно стать основным критерием для приобретения (прекращения) статуса саморегулируемой организации.

Критерий прекращения статуса саморегулируемой организации - исключение сведений об ассоциации (союзе) из государственного реестра, позволяет исключать ассоциацию (союз) из реестра СРО при уменьшении количества членов саморегулируемой организации относительно установленной нормы, противоречит основной цели саморегулирования – обеспечение безопасности работ. Ограничивает действия саморегулируемых организаций по прекращению членства тех организаций, деятельность которых не соответствует установленным требованиям.

В настоящее время в градостроительной сфере отсутствует правовой механизм, стимулирующий приоритетное развитие института саморегулирования, который должен был быть разработан согласно положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [9].

Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» [10] определил в качестве приоритетного направления развитие системы саморегулирования в экономике.

Таким образом, правовая реформа 2015 г., существенно расширив основные цели организации деятельности СРО, не создала стимулы для приоритетного развития СРО, участия субъектов экономических отношений в деятельности СРО, не создала систему правовых норм, обеспечивающих условия для осуществления общественно полезной деятельности саморегулируемых организаций и увеличила финансовую нагрузку на участников института саморегулирования.

IV. Стратегические цели, задачи, принципы приоритетного развития саморегулирования

Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утилизации объектов инженерной  инфраструктуры:

1) обеспечение безопасности жизни, здоровья физических лиц, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления работ в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, создания объектов инженерной инфраструктуры;

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным;

4) обеспечение членами саморегулируемых организаций добросовестной деятельности, исполнение обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда;

5) содействие развитию добросовестной конкуренции, повышению эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Виды саморегулируемых организаций:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, создание объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Требования к ассоциации (союзу), необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации:

Ассоциация (союз) приобретает статус саморегулируемой организации соответствующего вида при условии соответствия организации следующим требованиям:

1) объединение в составе ассоциации (союза) в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и(или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания, или осуществляющих подготовку проектной документации, или осуществляющих работы в области строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры;

2) наличие требований, стандартов, правил безопасной, добросовестной предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями, иными лицами в виде формирования компенсационного фонда и(или) создания системы личного и(или) коллективного страхования, а также других видах на основе решения Общего собрания членов саморегулируемой организации;

4) наличие системы контроля за деятельностью членов СРО.

Саморегулируемая организация не утрачивает статус саморегулируемой организации при уменьшении количества организаций в связи с их исключением из состава членов СРО из-за несоответствия их деятельности требованиям саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация утрачивает статус саморегулируемой организации при отсутствии требований, стандартов, правил безопасной, добросовестной деятельности и неосуществлении контроля за их исполнением, неосуществлении мер дисциплинарного взыскания, необеспечении саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности.

Саморегулируемая организация может получить статус социально ориентированной саморегулируемой организации.

Критерии, определяющие статус социально ориентированных саморегулируемых организаций: саморегулируемая организация признается социально ориентированной, если она осуществляет общественно полезную деятельность в соответствии с установленными целями, задачами и критериями:

1. Наличие установленных саморегулируемой организацией соответствующего вида требований, стандартов, правил безопасной, добросовестной предпринимательской деятельности.

2. Наличие в организациях-членах СРО действующей системы обеспечения безопасности.

3. Наличие систем управления качеством саморегулируемой организации.

4. Значимость деятельности саморегулируемых организаций в отрасли и(или) регионе.

Основные задачи саморегулируемых организаций [6, 7]:

  • реализация членами саморегулируемых организаций мер по предупреждению причинения вреда;
  • нейтрализация или исключение различных опасностей, угроз, рисков нарушения безопасности;
  • определение видов работ, влияющих на безопасность;
  • разработка членами саморегулируемых организаций системы обеспечения безопасности и управления качеством;
  • оценка способности членов саморегулируемой организации выполнять работы, влияющие на безопасность;
  • запрещение выполнения видов работ, создающих угрозу безопасности;
  • стимулирование добросовестной, безопасной деятельности;
  • разработка и установление правил, требований, стандартов безопасной, добросовестной деятельности;
  • реализация членами саморегулируемой организации мер по возмещению причиненного вреда;
  • обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами;
  • контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций;
  • проведение оценки состояния конкуренции, эффективности государственной политики по развитию конкуренции;
  • совершенствование систем менеджмента организаций-членов СРО;
  • содействие развитию антикоррупционного менеджмента;
  • содействие членам СРО в соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Основные принципы правового обеспечения безопасности, снижения риска причинения вреда [6]:

  • соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина;
  • законность (соблюдение законов, положений, норм права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, гражданина);
  • системность и комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и других мер обеспечения безопасности;
  • приоритет предупредительных мер;
  • учет особенностей объектов и видов выполняемых работ;
  • взаимодействие различных уровней власти с саморегулируемыми организациями;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
  • пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда;
  • создание и обеспечение функционирования системы управления безопасностью;
  • организация системы производственного контроля;
  • обеспечение деятельности квалифицированными, аттестованными специалистами;
  • обеспечение безопасности деятельности при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах;
  • результативность и эффективность обеспечения безопасности;
  • ответственность за обеспечение безопасности;
  • установление целей обеспечения безопасности;
  • оценка соответствия применяемых показателей обеспечения безопасности установленным целям обеспечения безопасности и т.д.

 

Основные принципы предупреждения причинения вреда:

  • системность и комплексность принимаемых мер;
  • прогнозирование причин причинения вреда;
  • правовое регулирование предупреждения причинения вреда;
  • учет отраслевой специфики, особенности выполнения видов экономической деятельности (работ), влияющих на безопасность;
  • разработка и реализация экономических мер, направленных на предупреждение причинения вреда;
  • разработка, реализация организационных мер по предупреждению причинения вреда и управление риском их возникновения;
  • организация информационной поддержки принимаемых мер по предупреждению причинения вреда и т.д.

 

V. Основные направления государственной политики, деятельности органов власти и местного самоуправления в области приоритетного развития саморегулирования [2, 3, 5, 8]

1.    Государственная политика в области приоритетного развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики, представляет собой систему правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных и иных мер, осуществляемых Российской Федерацией, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, определяющих приоритетные развития саморегулируемых организаций в градостроительной сфере в Российской Федерации.

Основные направления государственной политики приоритетного развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации:

1. Установление стратегических целей приоритетного развития саморегулируемых организаций, создание условий для развития саморегулируемых организаций как основы гражданского общества и регулирования предпринимательских отношений.

2. Измеряемость достижения целей приоритетного развития саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сферах экономической деятельности.

3. Прозрачность (открытость) достигнутых результатов по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций.

4. Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение стимулирования и создание благоприятных условий для приоритетного развития саморегулируемых организаций.

5. Осуществление деятельности саморегулируемых организаций на основе принципов свободы предпринимательской деятельности, беспрепятственного осуществления гражданских прав саморегулируемых организаций и их членов, независимости, недопустимости вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций, единства экономического пространства Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов власти и местного самоуправления по приоритетному развитию саморегулируемых организаций:

  • проведение единой государственной политики в области приоритетного развития саморегулируемых организаций;
  • создание механизма взаимодействия органов власти и местного самоуправления с саморегулируемыми организациями;
  • обеспечение правовой, экономической, организационной, информационной деятельности по приоритетному развитию саморегулируемых организаций;
  • взаимодействие с саморегулируемыми организациями при формировании и реализации государственной политики, государственных, региональных программ развития;
  • обеспечение органами власти и местного самоуправления соответствия норм права, регулирующих отношения участников института саморегулирования, основополагающим положениям, нормам Конституции Российской Федерации;
  • обеспечение доступа саморегулируемых организаций к информации о деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
  • обеспечение независимости деятельности саморегулируемых организаций;
  • совершенствование фискальной (налогово-бюджетной) политики в целях обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций и активного участия субъектов экономических отношений в деятельности саморегулируемых организаций;
  • повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций.

 

Основные принципы деятельности органов власти и местного самоуправления во взаимодействии с саморегулируемыми организациями:

  • ответственность федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для приоритетного развития саморегулируемых организаций, увеличение количества субъектов экономических отношений в деятельности саморегулируемых организаций.
  • установление стратегических целей для приоритетного развития саморегулируемых организаций.

 

VI. Ожидаемые результаты государственной политики в области приоритетного развития саморегулируемых организаций:

•   совершенствование механизма саморегулирования в градостроительной сфере в форме обязательного членства осуществляется в целях повышения нравственных начал в экономической, предпринимательской деятельности на основе приоритетного развития саморегулируемых организаций, реализации принципов добросовестной и безопасной деятельности, стимулирования развития саморегулируемых организаций, участия субъектов экономических отношений в деятельности саморегулируемых организаций;

  • приоритетное развитие саморегулируемых организаций в целях обеспечения безопасности территорий, безопасности и качества видов экономической деятельности (работ) в градостроительной сфере, выполнения обязательств по договорам подряда;

•   создание правовых, экономических, организационных, политических, информационных условий для стимулирования приоритетного развития саморегулируемых организаций, участия субъектов экономических отношений в деятельности саморегулируемых организаций;

•   обеспечение благоприятных условий для организации безопасной и добросовестной деятельности субъектами экономических отношений в градостроительной сфере;

•   оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в их участии в деятельности саморегулируемых организаций;

•   увеличение количества социально ориентированных саморегулируемых организаций и количества их членов;

•   увеличение доли социально ориентированных и системообразующих саморегулируемых организаций в общем количестве саморегулируемых организаций.

VII. Реализация Доктрины приоритетного развития саморегулирования

1. Органы власти и местного самоуправления устанавливают отношения с саморегулируемыми организациями на основе социального партнерства. На саморегулируемые организации не должно распространяться руководство со стороны органов власти и местного самоуправления.

2. Оказание поддержки социально ориентированным саморегулируемым организациям осуществляется в следующих формах:

  • финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников социально ориентированных саморегулируемых организаций;
  • предоставление социально ориентированным саморегулируемым организациям льгот по уплате налогов и сборов;
  • предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным саморегулируемым организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов;
  • федеральные, региональные органы власти и местного самоуправления обязаны оказывать поддержку социально ориентированным саморегулируемым организациям;
  • оказание финансовой поддержки социально ориентированным саморегулируемым организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления субсидий и иным образом;
  • оказание имущественной поддержки, передача во владение и(или) в пользование имущества, свободного от прав третьих лиц, на долгосрочной основе по льготным ставкам арендной платы;
  • оказание имущественной поддержки социально ориентированным саморегулируемым организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и(или) в пользование организациям государственного или муниципального имущества;
  • оказание информационной поддержки социально ориентированным саморегулируемым организациям осуществляется органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных саморегулируемых организаций;
  • оказание информационной поддержки социально ориентированным саморегулируемым организациям путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и(или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных саморегулируемых организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников социально ориентированных саморегулируемых организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышении квалификации работников социально ориентированных саморегулируемых организаций по запросам указанных саморегулируемых организаций, проведение обучающих, научных и практических мероприятий;
  • социально ориентированные саморегулируемые организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
  • осуществление  мер по обеспечению финансовой поддержки организаций – участников саморегулирования;
  • предоставление налоговых преференций в целях поддержки организаций-членов социально ориентированных саморегулируемых организаций:
    • пониженная ставка по страховым взносам;
    • пониженная ставка налога на прибыль;
    • пониженная ставка или освобождение от налога на НДС;
    • снижение налогов на сумму затрат, связанных с созданием систем обеспечения безопасности и управления качеством.
  •  

    VIII. Перечень показателей реализации Доктрины приоритетного развития саморегулируемых организаций:

    1. Количество саморегулируемых организаций в градостроительной сфере.

    2. Доля социально ориентированных саморегулируемых организаций в градостроительной сфере.

    3. Количество социально ориентированных саморегулируемых организаций, получивших финансовую и другие виды поддержки со стороны государственных органов власти, местного самоуправления.

    4. Количество нарушений безопасности работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры, выполненных членами саморегулируемых организаций.

    5. Количество членов социально ориентированных саморегулируемых организаций, получивших поддержку со стороны государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

    Выводы

    1. Доктрина приоритетного развития саморегулирования в градостроительной сфере (далее - Доктрина), разработанная на основе Концепции развития гражданского законодательства, основополагающих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О безопасности», Федерального закона «О защите конкуренции» и других нормативных правовых актов, представляет систему правовых положений, определяющих правовой механизм, стимулирующий создание в стране приоритетного развития саморегулируемых организаций, позволяющий решить стратегические задачи, установленные государственной политикой, документами стратегического планирования на период с 2003 г. по настоящее время.

    2. Доктрина представляет собой универсальный правовой механизм, реализующий национальные интересы Российской Федерации в градостроительной сфере, стимулирующий развитие института саморегулирования и защищающий права, интересы субъектов экономических отношений, осуществляющих добросовестную деятельность.

    Впервые предлагаются критерии, правовые положения, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, соответствующие законодательно установленным целям саморегулирования. Правовые положения устраняют необоснованные противоречия между нормами, регулирующими отношения участников саморегулирования в сфере инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, создания, реконструкции, капитального ремонта, сноса, утилизации объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры, эксплуатации зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, и нормами, обеспечивающими безопасность деятельности на объектах капитального строительства и инженерной инфраструктуры.

    3. Доктрина содействует устранению угроз национальной безопасности Российской Федерации в градостроительной сфере, развитию саморегулирования в строительной отрасли как комплексной отрасли, обеспечивающей создание объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры во всех отраслях экономики, в том числе в энергетике, связи и информатизации, транспорте, сельском хозяйстве, отраслях промышленности.

    Доктрина разрешает противоречия между действующими нормами, регулирующими отношения участников саморегулирования, и отраслевой классификацией экономики, предлагает рассматривать экономику страны как единое экономическое пространство, создавать условия для организации деятельности отраслевых саморегулируемых организаций на всей территории Российской Федерации, а не на ограниченной территории отдельного субъекта Российской Федерации.

    4. Доктрина позволяет разрешить противоречия между законодательно установленными основными целями саморегулируемых организаций, определяющими институт саморегулирования в градостроительной сфере как основной элемент, регулирующий правовые отношения между субъектами экономических отношений, и императивными нормами, ограничивающими или не допускающими достижение установленных целей.

    Основные положения Доктрины позволяют гармонизировать структуру основных целей саморегулирования и нормы, регулирующие отношения участников саморегулирования, с действующим федеральным законодательством.

    Предложен правовой механизм, обеспечивающий комплексный, системный подход к разработке и реализации мер по предупреждению причинения вреда и существенно снижающий затраты субъектов экономических отношений для участия в деятельности саморегулируемых организаций, позволяющий рассматривать институт саморегулирования как проактивный элемент экономического развития.

    5. Доктрина определяет систему стимулов, регулирующих развитие института саморегулирования, введение статуса социально ориентированных саморегулируемых организаций, установление основных задач саморегулируемых организаций, основных принципов правового обеспечения безопасности и предупреждения причинение вреда.

    Установлены основные цели, направления и принципы государственной политики, основные направления деятельности органов власти и местного самоуправления, создающие благоприятные обстоятельства для правовых, экономических, организационных, политических, информационных условий, содействующих приоритетному развитию саморегулируемых организаций, увеличению количества системообразующих, социально ориентированных саморегулируемых организаций, увеличению количества субъектов экономических отношений – участников саморегулируемых организаций.

    6. Предлагаемая система поддержки социально ориентированных саморегулируемых организаций, система показателей реализации Доктрины приоритетного развития саморегулируемых организаций позволяют осуществлять принципиальные изменения в сложившемся тренде развития института саморегулирования, не способствующем обеспечению безопасности, добросовестной деятельности и приоритетному развитию саморегулируемых организаций, изменить влияние саморегулируемых организаций на регулирование рыночной экономики.

     

    (Доктрина разработана Федерацией содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ и рекомендована к обсуждению в целях совершенствования законодательства.)

     


    [1] О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19750 (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [2] О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [3] Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95075/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [4] О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45339.html/.

    [5] О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/dddf8b7479163800278859c5c106175a9058ccb7/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [6] О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [8] Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 14.11.2011). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97156/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [9] О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 04.10.2021 г.).

    [10] О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19750 (дата обращения 04.10.2021 г.).

|