Правовые условия формирования национального ресурса – системы саморегулируемых организаций

В журнале «Век качества» № 2 опубликована статья на актуальную тему «Правовые условия формирования национального ресурса – системы саморегулируемых организаций» доктора экономических наук, генерального директора ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», Заслуженного работника связи и информации Российской Федерации – Мхитаряна Юрия Ивановича.

В статье убедительно показывается, что в условиях рыночной экономики возрастают неопределенность, риски успешного государственного, корпоративного управления, изменяются формы, методы управления.

Объединения хозяйствующих субъектов в саморегулируемые организации для разработки стандартов, правил добросовестной предпринимательской, профессиональной деятельности, контроля за их исполнением становятся важным национальным ресурсом, формирующим коллективное сознание.

Государство переходит к профессиональному, компетентному регулированию предпринимательской, экономической деятельности, создавая благоприятные условия развития системы саморегулируемых организаций. Однако, этот процесс в полной мере зависит от качества правового регулирования.

В статье показывается, что сложилась устойчивая закономерность - нормы федерального законодательства противоречат целям, задачам саморегулирования, ограничивают права участников саморегулирования, замедляют темпы научно-технического прогресса, снижают потенциал саморегулируемых организаций, национальной экономики.

Не учитывают особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, противоречат здравому смыслу, требованиям Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Противоречия, заложенные в нормах Федерального закона
«О саморегулируемых организациях», Градостроительного кодекса Российской Федерации, требуют своей корректировки. В строительной отрасли сложилась правоприменительная практика взыскания с саморегулируемых организаций в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам своих членов из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств при осуществлении саморегулируемой организацией добросовестной деятельности и отсутствии правовых средств для обеспечения сохранности компенсационных фондов, установления компетентности подрядной организации для заключения договора.

Установлена закономерность – государственный, муниципальный заказчик заключает контракт с организацией, не установив ограничения, опыта участника закупки, выплачивает 70% аванса и обращается в саморегулируемую организацию за возмещением средств из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Суды при вынесении решений могут подходить формально, некомпетентно, без должного анализа, учета обстоятельств дела, выносят решения о выплате из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Отсутствие мониторинга обязательных требований эффективности норм законодательства, решений арбитражных судов, своевременного внесения изменений в законодательство приводят к нарушению конституционного строя. Необходимо установить ответственность за несвоевременное внесение изменений в законодательство и вынесения необоснованных арбитражных решений. Ответственность за совершение противоправных деяний, защиты общественных интересов, подержания правопорядка и справедливости – необходима.

Мхитарян Ю.И. Правовые условия формирования национального ресурса - системы саморегулируемых организаций