Связь трагедии с несовершенством законодательства

Июльская трагедия в московском метрополитене, последствием которой стали более 20 погибших и многие десятки раненых, вновь свидетельствует о том, что конституционные гарантии безопасности человека и гражданина действующее законодательство обеспечивает не в полной мере, а точнее, не нацеливает бизнес на реализацию предупредительных мер. Чем объясняется такая ситуация, если учесть, что все сооружения метрополитена являются объектами капитального строительства?

 

 

Дело в том, что проблемы в процессе эксплуатации начинаются именно на этапе выполнения работ на объектах капитального строительства. Несмотря на введенный в 2008 г. Градостроительный кодекс Российской Федерации, систему саморегулирования, цели которой - предупреждение причинения вреда, обеспечение безопасности объектов капитального строительства ‑ органами государственного управления до сих пор не созданы условия для успешной деятельности добросовестных саморегулируемых организаций.

А между тем, с 2009 г. саморегулируемые организации выдвигали ряд предложений, среди которых:

- принятие в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. «Стратегии безопасности в строительстве» (ее нет и до сих пор);

- формирование перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, в котором были бы учтены все виды таких работ.

Стоит напомнить, что деятельность саморегулируемых организаций стройкомплекса направлена на решение важной социальной, государственной задачи. Однако в соответствии с законодательством экономика их деятельности в части системы налогообложения ничем не отличается от налогообложения субъектов права, ведущих предпринимательскую деятельность. Более того, существуют программы поддержки предпринимательских структур, но программы поддержки деятельности саморегулируемых организаций нет.

Следующий немаловажный момент: законодателем определена основная имущественная ответственность саморегулируемых организаций в виде компенсационных фондов (КФ), средства которых направлены на предупреждение и возмещение вреда, вызванного нарушениями при выполнении работ на объектах капитального строительства. Создана также система сохранности КФ в условиях стабильной деятельности банков, но не выработана законодательная основа их сохранения в условиях банкротства банков. Более того, отмечается стремление не обеспечить сохранность средств КФ, а коммерциализировать их.

Всё это является следствием того, что органы государственного управления пассивно взаимодействуют с саморегулируемыми организациями и не оказывают поддержку добросовестным ее представителям, однако в соответствии с Конституцией страны должны нести всю полноту ответственности за эффективность действующего законодательства и принимаемых решений.

После долгих обсуждений и подробного анализа отечественной законодательной базы Подкомитет по защите деятельности саморегулируемых организаций Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) выработал ряд предложений исполнительным, законодательным органам власти, в частности:

- необходимо срочно принять Стратегию национальной безопасности в строительной сфере;

- в перечне видов работ на объектах капитального строительства, учесть в полной мере виды работ, влияющие на безопасность человека, его здоровья, жизни и деятельности;

- обеспечить на законодательном уровне сохранность компенсационных фондов в условиях банкротства банков;

- принять в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», разработанный сообществом. Вводимые изменения направлены на обеспечение сохранности компенсационных фондов и обеспечение безопасности объектов капитального строительства в условиях банкротства банков.

Всё СРО-сообщество надеется, что оно все-таки будет услышано, и на первых же заседаниях осенней сессии Госдумы России депутаты примут соответствующие изменения в законопроект. При этом законодатели должны руководствоваться тем, что все эти меры призваны, прежде всего, обеспечить безопасность человека, и исключить трагедии, подобные техногенной катастрофы в столичном метро.